25.10.2021

Казахстан производит дизтоплива в 2 раза больше, чем нужно, но солярка в дефиците — Почему?

Казахстан этой осенью столкнулся с дефицитом дизельного топлива, и теперь республика вынуждена обратиться за помощью к России и закупить у соседа дорогостоящее в силу мировых цен горючее.

Когда солярка придет в Казахстан, сколько она будет стоить в условиях дефицита и почему нефтедобывающая республика в этом году смогла произвести рекордное количество дизтоплива, но не смогла удержать его внутри страны.

Позиция властей

На минувшей неделе министерство энергетики Казахстана провело пресс-конференцию, посвященную дефициту дизельного топлива в стране.


По данным Минэнерго, в этом году республика побила рекорд по производству дизельного топлива. За неполный год в стране произвели максимальное количество горючего за всю свою историю – 4,895 млн тонны. Для сравнения, в «карантинном» 2020 году было произведено 4,5 млн тонны дизтоплива, в «доковидном» 2019 году – 4,810 млн тонны, а в 2015 году и вовсе — 3,8 млн тонны.


Вместе с этим в Казахстане увеличилось и потребление: в этом году в пиковый сезон (с мая по сентябрь) в республике израсходовали 2,436 млн тонны дизтоплива. В 2019 году потребление составляло 2,189 млн тонны.

То есть в текущем году уже произведено почти в два раза больше, чем страна потребит. Таким образом, судя по цифрам, Казахстан мог бы с лихвой покрывать внутреннюю потребность в солярке, однако вместо этого местные водители сталкиваются с дефицитом дизтоплива.

Как рассказал вице-министр энергетики республики Асет Магауов, причина сложившейся ситуации кроется в слишком привлекательных ценах на казахстанское дизтопливо.

Если казахстанскому водителю литр солярки обходился в 207 тенге, то в соседнем Кыргызстане, Узбекистане и России за литр горючего придется выложить 261, 277 и 296 тенге соответственно.

«Данная разница в ценах способствовала тому, что практически весь транзитный поток старался заправиться на въезде и выезде из Казахстана. В результате мы видим резкий рост потребления в Казахстане именно в приграничных областях. Если бы мы закрыли границы Казахстана, то на 100% смогли бы обеспечить внутреннюю потребность. Но через нас проходит транзитный транспорт», — сказал Асет Магауов.

Чем больше становился разрыв в ценах на солярку между Казахстаном и Россией, тем большим было потребление казахстанского дизтоплива, добавил вице-министр.

Рынок как «дырявое ведро»

По мнению казахстанского эксперта Олжаса Байдильдинова, причиной сложившейся ситуации также стал нелегальный вывоз горючего в соседние страны. Напомним, что вывозить дизтопливо из Казахстана сейчас запрещено. Действие запрета истекает в конце октября, однако Минэнерго планирует продлить его еще на полгода. Сейчас вывозить солярку можно лишь в заводских бензобаках, а также в отдельных емкостях объемом не более 20 литров.

«Наш внутренний рынок сейчас как «дырявое ведро». Сколько бы ни производили — его будут вывозить. Сейчас нам не хватает дизтоплива по причине его массового и не совсем легального вывоза за границу. По итогам 2017 года мы производили 4 млн тонн дизеля, по итогам 2021 планируется 4,9 млн тонны. То есть за четыре года рост производства на 20-25%. Но у нас не выросло настолько внутреннее потребление», — рассказал Олжас Байдильдинов.

По его мнению, ситуация с дизтопливом будет повторяться вновь и вновь, пока стоимость казахстанского горючего не сравняется с ценами в соседних странах.

С ним согласен и аналитик нефтегазового рынка Казахстана Сергей Смирнов.

«Единственное объяснение происходящему – утечка контрабандой за рубеж. Я думаю, что из страны идут большие объемы, несмотря на действующий запрет. Для того, чтобы нам хватало топлива, надо просто прекратить нелегальный вывоз», — поделился эксперт.

Однако аналитик не согласен с позицией Минэнерго, что причиной проблемы стали транзитные грузовики.

«Извините меня, но это, на мой взгляд, обычная отговорка. Там постоянно ссылаются на то, что к нам приезжают из-за рубежа, вывозят топливо… Но сколько там можно вывезти? Грузовики всегда заправляются в той стране, через которую проезжают – это нормальное явление, большой запас топлива они с собой не возят», — заявил Сергей Смирнов.

На ситуацию, по его мнению, не могла повлиять и уборка урожая: прогнозируется, что урожай нынешнего года будет ниже прошлогоднего показателя на 20%, что связано с засухой в ряде регионов Казахстана.

«Учитывая, что у нас много повыгорало, засуха… Соответственно, убирать надо меньше, расходов дизтоплива в сельском хозяйстве тоже идет меньше», — отмечает Сергей Смирнов.

«Сначала нам говорили, что наши заводы устаревшие, модернизация не проводилась, поэтому топлива не хватает и завозим из России. Потом, после долгих мучений, все три завода модернизировали. Власти заявляли, что мы должны быть обеспечены топливом в избытке, однако по факту видим, что этого не происходит», — заключил аналитик.

Из России — с соляркой

Для решения проблемы Казахстан планирует закупить недостающее дизтопливо у России.

«К сожалению, из-за того, что потребление выросло, остатки сейчас находятся на уровне 210 тыс. тонн, это примерно 11-12 дней потребления. Порядка 100 тыс. тонн дизтоплива необходимо импортировать из России», — сказал Асет Магауов в конце сентября.

«Уже провели переговоры с коллегами из Минэнерго РФ, на прошлой неделе у нас прошла встреча в Москве. Достигнута договоренность по обеспечению поставок дизтоплива в Казахстан», — добавил он.

По словам замглавы Минэнерго, сейчас коммерческие компании ведут переговоры о закупке горючего.

«Ожидание ориентировочное, что если контракты будут подписаны, то в первой половине октября, в районе 10-15 чисел месяца, возможно, из России зайдет данный объем, и все-таки снизится этот дефицит», — добавил председатель Казахстанской топливной ассоциации Болат Ауетаев.

Что будет с ценами на дизтопливо

По словам Болата Ауетаева, закупленное из России дизтопливо будет стоить значительно дороже казахстанского.

«Учитывая, что цены в России формируются на основе мировых котировок, которые сегодня находятся на пике, ориентировочные цены российского летнего дизтоплива на казахстанских АЗС составят примерно 280 тенге за литр, зимнего — 330-350 тенге», — сказал он.

Сергей Смирнов уверен в том, что казахстанским водителям стоит приготовиться к удорожанию и казахстанской солярки в будущем.

«У нас традиция такая: возникает дефицит, и он решается только одним способом – не увеличением производства, а повышением цен. Все годы независимости одна и та же картина», — сетует он.

Доходы от продаж – на социалку

По словам вице-министра энергетики, Казахстан не может устанавливать «чрезмерно низкие» цены, так как живет по законам рынка.

«У нас открытые границы. Устанавливая заниженные цены на нефтепродукты, мотивируя тем, что Казахстан добывает и перерабатывает нефть у себя, мы таким образом серьезно обрубаем налогооблагаемую базу Казахстана. Выгоду от этого будут иметь не конкретно казахстанцы или казахстанские компании, выгоду будут также иметь и наши соседние страны», — сказал Асет Магауов.

По его мнению, продавая горючее по низкой цене, Казахстан «тратит народное достояние». В качестве решения он предложил установить «адекватные» рынку цены, а затем направлять деньги на социальную сферу, например, на помощь социально уязвимым слоям населения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *